Четверг, 06.05.2021
Информатика и Астрономия
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся

Правила оформления исследовательских проектов для выпускных классов

Виды и типы исследовательских работ и проектов

В данном разделе мы постараемся рассмотреть виды исследовательских работ, а также существующие виды исследовательских проектов школьников общеобразовательных и дошкольных учреждений с целью более точно определения целей и задач работ.

Учитель должен четко определять и знать виды и типы создаваемых исследовательских проектов с ребенком или группой детей перед тем, как организовать плодотворную исследовательскую деятельность, создать условия для ее реализации школьником.

Исследовательские работы также подразделяются и на типы исследовательских работ или типы исследовательских проектов, такие определения и различия в типах необходимо знать и понимать на подготовительном этапе исследовательской деятельности.

Перечисленные ниже типы и виды учебных работ относятся и к научно-исследовательским работам и проектам учащихся (школьников, студентов).

Типы исследовательских работ и проектов учащихся

Выделяют три основные типа исследовательских работ:

1. Теоретическое исследование. В ходе данного исследования не предполагается проведение эксперимента. Однако это не означает, что у вас должен получиться реферат. Вы выполняете изучение и описание определенной проблемы, явления, действия, факта, а итогом являются выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных).

2. Экспериментальная работа. Основу вашей исследовательской работы составляет эксперимент. Необходимо помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента.

Также имеют место экспериментальные работы, выполненные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов в зависимости от изменения исходных условий.

Выделяют три типа эксперимента:

  • Естественный эксперимент. Наблюдение за объектом в домашних условиях или в естественных для объекта условиях.
  • Лабораторный эксперимент. Это наиболее распространенный тип экспериментальной работы. Результатом являются полученные в эксперименте данные, которые размещают в виде таблиц, диаграмм, графиков и в дальнейшем анализируют, сравнивают и делают выводы.
  • Вычислительный эксперимент. В связи с высоким развитием информационных технологий у школьников имеется возможность продемонстрировать свой уровень владения различными компьютерными программами. Вы можете написать программу, моделирующую какое-либо явление и провести исследование на основе этой программы. Иногда проводится исследование какой-либо зависимости с помощью математических приложений и готовых программ. Можно создать анимацию какого-то явления.

3. Теоретико-экспериментальная работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные вами теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.

Виды исследовательских работ и проектов учащихся

Далее мы рассмотрим существующие виды исследовательских работ учащихся, которые также относятся к научно-исследовательским учебным работам.

В соответствии с методом и способом исследования, доминирующим в работе, можно выделить следующие виды исследовательских проектов учащихся:

1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.

Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.

2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.

Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.

Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.

4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.

5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.

6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.

7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.

Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать;

2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д.

2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.

3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.

ІV этап. Выводы

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)

1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта

1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Если Вам необходимо создать Творческий проект, то полную информацию об оформлении, требованиях и правилах написания такого вида работы Вы найдете на сайте 

Творческие проекты и работы учащихся, который также как и сайт Обучонок всесторонне поможет Вам.

Оформление исследовательской работы и проекта

Параметры страниц исследовательской работы

Любая исследовательская работа или проект школьника оформляется на листах формата А4 с одной стороны.

Выставляются поля:

  • левое поле - 20 мм
  • правое - 10 мм
  • верхнее - 15 мм
  • нижнее - 15 мм

Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.

Размер шрифта 14.

Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).

Выравнивание текста на странице - по ширине.

Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.

Титульный лист исследовательской работы и проекта

Написание и оформление исследовательской работы учащихся начинается с оформления титульного листа.

В зависимости от рекомендаций министерства образования вашей страны, области титульный лист имеет свои отличия.

Мы предоставляем примерное оформление титульного листа исследовательской работы.

Данные рекомендации по оформлению титульного листа исследовательской работы можно использовать с внесением изменений согласно рекомендациям учителя - руководителя проекта школьника.

Нумерация страниц исследовательского проекта

В конце страницы исследовательской работы следует пронумеровать. На первой странице номер не ставится, нумерация ставится и продолжается со второй страницы. Располагается номер страницы внизу по центру.

Не допускается использование в оформлении исследовательской работы рамок, анимации и других элементов для украшения.

Заголовки в исследовательской работе

Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом, с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить слова в заголовках не допускается. Между текстом и заголовком делается отступ в 2 интервала.

Каждая глава исследовательской работы оформляется с новой страницы. Главы нумеруются арабскими цифрами(1., 2., ...). В нумерации параграфа идет номер главы, точка, номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).

Если параграфы содержат пункты, то пункты нумеруют тремя цифрами через точку, например, 1.1.1., 1.1.2., и т.д., где первая цифра - номер главы, вторая - номер параграфа, третья - номер пункта.

Сокращения и формулы в оформлении исследовательской работы

При упоминании в тексте исследовательского проекта фамилий известных людей (авторы, ученые, исследователи, изобретатели и т.п.), их инициалы пишутся в начале фамилии.

Если используете в тексте формулы, давайте пояснение используемым символам (например: А+В=С, где А - количество конфет у Маши, В - конфет у Даши, С - конфет всего).

Оформление приложений проекта

Рисунки и фотографии, графики и диаграммы, чертежи и таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания исследовательского проекта после Списка используемой литературы на отдельных страницах в приложениях (например: Приложение 1, Приложение 2, ...). На этих страницах надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу.

Рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи и таблицы

Рисунки в приложениях нумеруются и подписываются.
Их название помещают под рисунком (например: Рис. 1. Кормушка для синиц, Фото 1. Лес зимой, График 1. Изменение параметра продаж, Диаграмма 1. Динамика роста пшеницы.

Таблицы в приложениях также пронумерованы и озаглавлены. В таблицах для строк текста применяется одинарный интервал. Нумерацию и название располагают под таблицей (Таблица 1. Успеваемость учащихся школы).

При оформлении исследовательской работы в конце предложения, в котором ссылаются на приложение, пишут (Приложение 1). Обязательным условием должно быть наличие самого приложения в конце исследовательской работы или проекта.

Если Вам необходимо оформить творческий проект, то для этого мы рекомендуем воспользоваться Требованиями по оформлению творческого проекта, которые находятся на сайте "Творческие проекты и работы учащихся".

План исследовательской работы и проекта

1. Титульный лист исследовательской работы

2. Содержание исследовательской работы

3. Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) работы.

Структура Введения исследовательской работы

4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы

5. Основная часть исследовательской работы

  • Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
  • Выбор материала, методов для проведения исследования.
  • Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
  • Описание этапов проведения исследования.
  • Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).

6. Заключение - это краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач.

В Заключении исследовательской работы (проекта) последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.

В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.

7. Используемая литература
После заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

8. Приложения
(диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.

Темы проектов по информатике (общие)

Системы счисления

  • Арифметические действия в позиционных системах счисления.
  • Вывод признаков делимости в различных системах счисления.
  • Двоичная система счисления.
  • Действия над числами в различных системах счисления.
  • Древние системы счисления
  • Из истории систем счисления.
  • История систем счисления.
  • Недесятичные системы счисления.
  • От обыкновенных дробей к двоичным.
  • Позиционные системы счисления.
  • Представление чисел с помощью систем счисления.
  • Признаки делимости в разных системах счисления.
  • Римская система счисления.
  • Системы счисления.
  • Системы счисления Древнего мира.
  • Способы представления чисел в различных системах счисления.
  • Я моделирую ЭВМ в троичной системе счисления.

 

Темы проектов по информатике на историю компьютера (ЭВМ), Интернета

  • Абак и его разновидности.
  • Архитектура ЭВМ «по фон Нейману».
  • Библиотеки OpenGL и DirectX: история и перспективы.
  • Вычислительные средства прошлых лет.
  • История Интернета.
  • История развития вычислительной техники.
  • История системы счисления и развитие вычислительных машин.
  • Кто изобрел арифмометр
  • От счета на пальцах до персонального компьютера.
  • Первые электронно-вычислительные машины.
  • Соробан - любимые счеты японцев.
  • Токарный станок или механический компьютер.
  • Что такое перфокарты?

 

Темы исследовательских работ по информатике на Алгоритмы

  • Алгоритмы. Алгоритмы среди нас.
  • Алгоритмы в нашей жизни.
  • Алгоритмы решения текстовых задач.
  • Алгоритмы извлечения квадратных и кубических корней.
  • Алгоритм решения уравнений.
  • Алгоритмы. Структурный подход в алгоритмизации.
  • Алгоритм изготовления орнамента.
  • Алгоритм решения уравнений.

Темы проектов по информатике на Программирование

  • Автоматизированная система контроля посещений учебного заведения.
  • Автоматизированная система управления персональными данными учащихся школы.
  • АРМ классного руководителя.
  • Анимация с использованием координат.
  • Геометрия задач линейного программирования.
  • Делфи-приложение "Построение графиков основных математических функций".
  • Использование компьютерных технологий для реализации решений систем линейных уравнений.
  • Исследование информационной проводимости социальных сетей.
  • Искусственные спутники Земли.
  • Компьютерная программа «Изучаем английский язык с компьютером».
  • Криптографические методы защиты информации.
  • Методическое пособие «Программирование на Pascal динамических структур данных (Куча, Стэк, Очередь).
  • Моделирование в среде Microsoft Excel и Turbo-Pascal.
  • Простейшие алгоритмы на языке QBasic.
  • Программирование решения уравнений.
  • Программа для тестирования.
  • Применение динамического программирования для решения экстремальных задач.
  • Применение задач линейного программирования в сельском хозяйстве.
  • Применение линейного программирования в организации железнодорожных перевозок.
  • Проектирование и конфигурирование базы данных в 1С. Школьная поликлиника.
  • Разработка и использование сетевой тестовой оболочки.
  • Сборник Flash анимаций для дошкольников.
  • Сеть Интернет и ее использование в информационно-технологической подготовке школьников.
  • Современные языки программирования семейства си/си.
  • Современные языки веб-программирования.
  • Создание занимательных тестов.
  • Создание программы «Гороскоп» в среде программирования.
  • Создание минипроектов в среде программирования Delphi.
  • Создание тематического сайта.
  • Шифратор – дешифратор типизированных файлов.
  • Фракталы в компьютерной графике.
  • Электронный учебник «Окружающий мир».
  • Электронный справочный комплекс «ЕГЭ по информатике».

Темы проектов на Электронные таблицы (Microsoft Excel)

  • Диаграммы.
  • Диаграммы вокруг нас.
  • Диаграммы и их использование в школьной практике.
  • Методы решения систем линейных уравнений в приложении Microsoft Excel.
  • Построение графиков кривых в Microsoft Excel.
  • Решение систем уравнений в Microsoft Excel.
  • Решение задач с помощью программы MS Excel.
  • Использование компьютера для исследований функций и построения графиков.

 

Темы проектов на Презентации (Microsoft PowerPoint)

  • Компьютерная презентация помогает решать задачи.
  • Создание занимательных тестов.
  • Создание учебного пособия «Open Office. Calc».
  • Создание учебного пособия «Open Office. Impress».
  • Создание учебного пособия «Open Office. Writer».
  • Создание электронной викторины.
  • Электронное портфолио ученика.
  • Методическое пособие по работе в «Консультант Плюс».

Темы проектов по информатике на Графические редакторы

  • Изучение сечений в стереометрии с помощью компьютера.
  • Интерактивные инструменты программы «Corel DRAW».
  • Использование редакторов векторной графики для построения сечений многогранников.
  • Компьютерное моделирование разверток правильных многогранников.
  • Панель инструментов программы «Corel DRAW».
  • Созвучие графики и музыки (Среда Аdobe Photoshop).

 

Темы исследовательских работ по среде Flash

  • Темы исследовательских работ по созданию Flash-анимаций:
  • Альтернативные источники получения энергии (Среда Flash, web).
  • Безотходное производство (Среда Flash, web)
  • Экологически чистый транспорт (Среда Flash, web-сайт).
  • Экологическое градостроительство (Среда Flash, web-сайт).

Темы исследовательских проектов на Видео-редакторы, 3D-моделирование

  • Мир vidio (Среда Аdobe premiere).
  • Программные средства для представления занимательных чисел (Среда Visual Studio).
  • Обзор виртуальных музеев.
  • Способы поиска гамильтонова цикла (Среда Visual Studio).

 

Пакет MathCad

  • Антивирусы. Анализ антивирусов.
  • Влияние компьютера на психику детей.
  • Использование bat-файлов для ликвидации последствий вредоносных программ.
  • Компьютер и его воздействие на поведение, психологию человека.
  • Компьютерные вирусы.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2021
uCoz